28 июня на Евангельских чтениях читали и обсуждали отрывок из Евангелия от Матфея главу 8, стихи 5 – 13.
Итак, мы прочитали сюжет, в котором сотник просит Христа исцелить слугу одним лишь словом, не доходя до дома, где был больной. Современные исследователи считают, что апостол Матфей изложил своё Евангелие по образу Пятикнижия, где нагорная проповедь напоминает о полученных Моисеем заповедях, а следующие за Нагорной проповедью 10 чудес, напоминают о 10 казнях над Египтом при Исходе в Землю обетованную. Таким образом, Матфей говорит, что Иисус — вождь, подобный Моисею, и он ведёт в обетованное Царство Небесное. Суть этого Царства изложена в Нагорной проповеди – мир и праведность, подобает быть совершенными детям Отца Небесного, и радость во Святом Духе — это есть жизнь во Свете и Истине.
Как это относится к прочитанному фрагменту? Исследователи усматривают, что Христос учит о Царстве не замкнутом только на одной нации, но открытом для всех народов. Язычник сотник увидел в Иисусе такого Вождя и Царя, возможно, потому, что он старался соответствовать Духу этого Царства в своей жизни. Он построил синагогу и делал много добра людям, за что сотника уважали даже иудейские старейшины, которые обычно презирали скверных оккупантов язычников. Возможно, сотник видел в Иисусе даже Сына Божия или пророка, на котором действует сила Божия, но совершенно точно, что он считал Иисуса своим Господином.
Иисус обещал сотнику — приду и исцелю, и нам тоже обещает — просите и дано будет вам. И даже требует Иисус, чтобы мы просили! Да, мы люди грешные, и сотник понимал своё недостоинство, но это не помешало его уверенности. Прокаженный просил очищения и получил просимое. Неужели не простит Отец наш Небесный, каждого из нас просящего?
Итак, у нас нет реального повода сомневаться в том, что Бог выполнит нашу просьбу. Христос сказал: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у него.» (Лк. 11:13) Мы должны быть спокойны в этом, как сотник… Однако мы скорее поверим в то, что «Богу не до меня грешного, и он мне не обязан и у Него другие планы»… Вспоминается персонаж Морфиус из фильма «Матрица». Это хороший пример правильной и непоколебимой веры.
Как прочитанное относится к нашему церковному сообществу? По образу Христа наше сообщество не должно отворачиваться от внешнего мира, а мы должны быть готовы прийти на помощь погибающему миру и принести в него нравственное исцеление, свет, мир, Дух. Должны быть готовы, как Моисей, повести мир за собой в Царство Христа. И, конечно, милосердие и физическое благополучие близких должно быть также предметом нашей заботы. Сотник просил не за себя, и нам следует чаще просить Бога за близких нам людей.
Еще, конечно, надо сказать о власти Христа и Церкви. В этом фрагменте сотник сравнивает свою власть с властью Иисуса, но мы не видим, чтобы Христос командовал и распоряжался людьми, отчитывал и наказывал. Мы видим, что Он говорил со властию, проявлял свою независимость и силу управлять стихиями мира. Но он подчеркивал, что Сам слуга Отца Небесного и пришёл послужить людям. И передал дар власти Церкви — вязать и решить, имея ввиду, что прощение обид, примирение, и приобщение к благодати Духа Святого — это и есть ключи от Царства, которые Христос передал всей Церкви.
Власть Христа основана на покорности без принуждения, и сотник явно ждёт от Иисуса волеизъявления, прояви желание и будет по слову твоему. А перед этим Матфей рассказывает о просьбе прокаженного об очищении — если хочешь, то очисти меня. И мы читаем — хочу, очистись…
«И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час» (Мф. 8:13).