Сама по себе тема призвания и сегодня остаётся весьма актуальной. Довольно многие переживают за то, что они не могут найти своё место в жизни, своё предназначение, служение, свой дар.
Этот кризис не имеет отношения к возрасту, потому что проходят десятилетия, образуются семьи, находится работа, а человек всё не уверен, что он нашёл себя, что он полноценно самореализуется. При этом происходящие в жизни события кажутся не достаточно серьёзными, чтобы на них тратить себя. Кроме того нет никаких подтверждений свыше, чтобы можно было не сомневаясь посвятить себя какому -то пути.
В таком кризисе заметен огромный запрос на душевный покой и радость, на удовлетворение полнотой жизни, но при этом также слишком много скорби, тоски, печали, муки от бессмысленности и неустроенности.
Я думаю, что в этом желании понимать смысл происходящего, смысл собственного участия в чём -либо, возможно, присутствует чрезмерно серьёзное отношение к жизни. Но также,возможно, что эта серьёзность может быть особым даром.
Возможно, именно такой дар, такой характер и был у Симона, за что его и прозвал Иисус Петром («скалой») за его основательность. Не горячность, как у сыновей Зеведеевых (которых Он назвал «сыновья грома»), а именно серьёзность, основательность, выбрал Иисус для того, чтобы на этом положить начало созидания Церкви.
Однако у Петра мы не наблюдаем мучений сознания, мировой тоски или печали, уныния. Мы наблюдаем, что он пребывал в состоянии готовности бросить всё, чтобы обрести смысл и душевный покой. Но при этом он жил не уходя от мирских забот, более того, он трудился ради пропитания ответственнее других, раз он был начальником бригады.
Вероятно, тоска и печаль исходит от желания контролировать ситуацию, которая пока не доступна для контроля. У Петра же не было такой проблемы с контролем, наоборот, он зачастую выступает образцом доверительного отношения к Богу.
И Петру не сразу было дано постигнуть цель его призвания, он прошёл долгий путь обучения евангельским смыслам Христа и на этом пути всё время неверно понимал суть. Пока не пришло его время и Дух Святой не открыл ему. И тогда только серъёзность Петрова принесла плод Церкви в присоединение к ней огромного числа людей, ищущих Царство Божие.
Однако всё это время ученики Христовы не были брошены в своём неведении, но Иисус Сам соблюдал своих Апостолов праведности и после своего вознесения оставил учеников в попечении Отца и в Духа Святого.
Поэтому, я думаю, не нужно чрезмерно перегружать себя ответственностью сверх меры, чтобы оставить место радости и благодарности Богу за то, что Он контролирует ситуацию в целом. Даже если серьёзность — это дар свыше…
Пожалуй, даже если мы услышим заветное — «Не бойся. Отныне ты будешь…» и это не повод «загружаться» тем, что мы не до конца понимаем, как устроен мир, в котором мы теперь за что- то должны отвечать… Но в этом обращении «не бойся»,как раз слышно также и «не беспокойся». Но вот о чём стоит волноваться, так это о любви к Богу и о вдохновении Духом Святым, потому что без этого вряд ли можно услышать «Паси агнцев Моих» или подобное этому. А в любви, как известно, нет ни страха ни мучений.
Василий Матвеев, участник евангельских чтений. (Чтения проходят в храме по четвергам. Приглашаем всех желающих).